Главная       О компании       Услуги       Портфолио       Проекты       Контакты    
 





 
"Рениссайт" за 30% от стоимости
профессиональный сайт доступный каждому предпринимателю

 

"Центр Паспортизации Сайтов"
эффективный способ гарантировать посетителю интернет ресурса его подлинность

 

   
 
фирменный стиль в речи

Существуют разные варианты фирменного стиля – это может быть стиль в цвете, одежде, оформлении и дизайне. В рамках данной статьи будет рассмотрено понятие фирменного стиля применительно к речи. Создание фирменного стиля начинается тогда, когда человек нарушает те или иные границы нормы, общепринятые правила поведения, нечто, что известно или свойственно всем и именно за счет этого не является уникальным и находится за пределами фирменного стиля.

В любой речи есть три аспекта: этос, пафос и логос. Эти три аспекта основаны на теории Аристотеля и представляют собой следующие категории речи. Этос предполагает оценку действий оратора данной аудиторией, ожидания слушателей, так или иначе воплощающиеся в словах оратора. Создание фирменного стиля с использованием средств этоса – это нарушение общепринятого образа оратора. Несколько черт необходимы для создания образа оратора. Тем самым он обозначает границы, которые не имеет права нарушать оратор, если он не хочет потерять уважение своих слушателей. Основных границ четыре. Первая из них – честность, и создание фирменного стиля может быть основано на ее отсутствии или, наоборот, на патологической честности. Вторая, скромность, также может стать основой фирменного стиля – вспомним стиль, созданный советской пропагандой для Ленина или Гагарина. Третья, доброжелательность, становится чертой фирменного стиля не в случае наличия, а в случае отсутствия – доброжелательный оратор малоинтересен. И последняя, предусмотрительность, также бывает основой фирменного стиля – вспомним политиков, которые строят свой фирменный стиль именно на отсутствии предусмотрительности и предсказуемости, человек никогда не знает, чего от них ждать. Другой аспект речи, не менее важный, чем этос, - логос. Логос – используемые оратором словесные средства. Чаще всего именно средства логоса становятся материалом для создания фирменного стиля. Первый этап, с которого начинается разработка элементов логоса в речи и, соответственно, фирменного стиля, основанного на приемах логоса, - это изобретение. Его задача – найти и организовать мысли, из которых впоследствии сложится речь. Внутри раздела изобретения выделяется два крупных подраздела – изобретение по топам и изобретение аргументов. Первый касается распространения речи, всестороннего рассмотрения проблемы, а второй – убеждения аудитории. Та часть изобретения, которая связана с аргументацией, сама содержит в себе два раздела – структуру аргумента (силлогизмы, энтимемы и т.д.) и типы аргументов (например, аргумент к выбору, аргумент к пользе и т.д.). Используемые оратором или создателем текстов аргументы – тоже часть его фирменного стиля. Можно, например, всегда использовать один и тот же ход мысли – допустим, аргумент к результату. Каждый из топов дает возможность распространить речь, всесторонне описать ситуацию и определить ее место среди других. С помощью топов можно найти необходимый корпус идей для произведения по любой теме. Эти источники изобретения могут использоваться даже бессознательно, например, при написании художественных произведений. Сознательное их употребление и разработка речи по топам – первый шаг к созданию фирменного стиля. Тем не менее, главная функция топов в риторике состоит не в возможности распространения речи. Топы являются основанием для убедительных аргументов. Место этих топов в традиционной структуре силлогизма можно определить как место среднего терма в силлогизме. Основная задача аргументов – определить выбор аудитории, доказать, что та или иная идея правильна. Доказательство это строится с помощью энтимемы, то есть силлогизма, в котором опущена большая посылка. Например: нужно совершить действие А, так как оно принесет вам пользу – аргумент к пользе – можно представить в виде следующего силлогизма. Действие А принесет вам пользу. Все, что приносит вам пользу, - правильно. Действие А правильно. Таким образом, система топов – это система средних термов для доказательства правильности, предпочтительности того или иного действия. Это источники, которые могут дать возможность найти соответствующие аргументы. Такая аргументация не является логической, но она эффективна. Если принимать такую схему аргумента в качестве основной, то место топа в ней – основание, то, что соответствует средней посылке в традиционном силлогизме. Подтверждение – это совокупность примеров использования этого топа в аргументации, подтверждающая его эффективность, культурная предопределенность использования того или иного топа в аргументации в данном обществе. Но где же вооружиться системой топов, которая могла бы стать первым шагом к формированию фирменного стиля? Теоретически – как это представлял себе М.В. Ломоносов – разработка тезы должна строиться так: основное положение речи разбивается на термы, каждый из них анализируется по всем общим местам, затем из образовавшихся идей отбираются наиболее убедительные, с точки зрения оратора, и на основании их создается речь. В русской риторике традиционно одной из самых авторитетных считалась система М.В. Ломоносова, включающая 16 общих мест: род и вид, целое и части, свойства материальные, свойства жизненные, имя, действия и страдания, место, время, происхождение, причина, предыдущее и последующее, признаки, обстоятельства, подобия, противные и несходные вещи, уравнения. Примените каждый из этих топосов к себе, своей компании, ситуации, в которой вам предстоит произнести речь – и это создаст предпосылки к разработке вашего фирменного стиля. Аргументацию, основанную на системе общих мест, необходимо разделить на три типа – по основным видам ораторических речей: показательная, совещательная и судебная. Обычно их дифференциальный признак – отношение ко времени: события, уже произошедшие, являются предметом судебной речи; события, которым предстоит произойти, - совещательной; показательная речь оперирует вневременными понятиями. Каждый из этих типов речей подразумевает свой тип оратора и наличие своего фирменного стиля. В центре судебной речи – событие, которое вначале подлежит установлению – состоялось оно или нет (и как именно), затем – определению – чем оно являлось, затем – оценке, положительной или отрицательной. Совещательная речь, по сравнению с судебной, обладает меньшим количеством функций – она посвящена событию будущего, а не прошлого, поэтому не может быть его установления. Задача совещательной речи – только определить предполагаемую программу действий и аргументировать ее положительную или отрицательную оценку. В центре показательной речи, в отличие от двух предыдущих, – некая субстанция (человек, предмет, группа людей, город и т.п.). Основная задача речи – эту субстанцию оценить, положительно или отрицательно. В доказательство оценки необходимо привести аргументы. Помимо этого, при аргументации установления возможна ссылка на внешние топы оценки – подтверждение истинности чего-либо с помощью авторитета и т.п. Постоянная ссылка на внешний авторитет также может стать основой для фирменного стиля. Таким образом, каждое действие, относительно которого аргументирует оратор, проходит три этапа. Установив, было ли оно, оратор включает его в множество каких-либо действий и на основании этого строит оценку. Например, наш сосед все время за компьютером сидит: вон как счетчик мотает. – Наверное, диссертацию пишет. Он же аспирант. – И молодец, что учится. Не бездельничает, не то, что некоторые. Любой аргумент содержит три компонента, три терма. Малым является само действие (или предмет), которое надо оценить (установить, было оно или не было, определить), средним – топ, а большим – то множество, в которое мы включаем данное действие при помощи топа. Это может быть множество положительных действий (или отрицательных), множество бывших или не бывших действий и пр. Например, возьмем действие аспирант написал диссертацию. Предположим, что, не зная, так ли это, говорящий выдвигает аргумент: Аспирант написал диссертацию, потому что у него уже заканчивается третий год аспирантуры (то есть, подошло время для того, чтобы ее написать). Тот же аргумент можно построить и на основании любого другого общего места, например, аспирант написал диссертацию, потому что он умный и исполнительный. Затем действие может подвергаться дальнейшему включению в различные множества. Следует оговориться, что основой для создания фирменного стиля могут послужить не только логические аргументы, но и квазилогические приемы, включение которых в речь также может стать особой чертой фирменного стиля. К ним относятся метод фундаментальности (техника опровержения через обращение к данным, цифрам, фактам); метод противоречий (сведение к абсурду); метод следствий (рассмотрение отдаленных последствий данного действия); метод примеров (обращение к чему-то наглядному, очевидному); метод сравнений (часто используется преподавателями); метод изнанки (техника да … но); метод ограничений (техника уравнения времени – якобы не замечать несоответствия прошлого и будущего, техника дифференцирования – отличение разных аспектов, черт); метод бумеранга (а вы? – а вы?); метод обесценения (это пустяк); метод повышения ценности (это очень важно); метод переоценки (проповедовать оценку чего-либо, противоположную тому, что сказал оппонент); метод опережения (исключения возражения – нужно сказать наперед то, что мог бы высказать ваш оппонент); метод запроса (что вы думаете о…?); метод мнимой поддержки (сначала поддержать, потом откреститься); метод преувеличений (техника обобщений через грубые приближения и гиперболы); метод сведения к шутке (без комментариев); метод обращения к авторитетам (уже упоминавшийся выше как основа фирменного стиля); метод изоляции (игнорировать кого-то, выключить его из коммуникации); метод уклонения (не сообщать прямо ничего); метод навязывания (агрессивная тактика); метод запутывания (техника ошеломления, неожиданности); метод проволочек (долгое многоступенчатое построение диалога); метод обращения к чувствам (эмоциональное воздействие, элемент фирменного стиля, больше подходящий оратору-женщине); метод настройки (также женская черта, обращение к чувствам и попытка подстроиться под аудиторию); метод подлавливающих вопросов (достаточно неприятный в диалоге). Как видно из сказанного выше, любое взаимодействие между людьми – в том числе и речевое – можно рассматривать в двух аспектах: стратегии и тактики. Под стратегией подразумевается некое общее направление поведения человека, то, как он в целом выстраивает линию общения со своим собеседником или – шире – линию действия всей своей жизни. Под тактикой понимаются конкретные проявления данной стратегии, ее реализация в рамках микроситуации. Анализ этих двух аспектов человеческого поведения интересен именно на материале деловой речи, так как общение в сфере бизнеса (деловые переговоры, презентации, совещания и т.д.), в отличие от светского или дружеского общения всегда имеет выход на практику. Результатом любого разговора или переписки в бизнесе должно стать какое-либо практическое решение (или отклонение этого решения). Исследования стратегии и тактики речи на материале бизнеса, особенно в российской практике, еще не очень широко развиты. Российский бизнес относительно молод, и в нем еще не наработаны четкие схемы взаимодействия, многое решается опытным путем. Цель, которую необходимо достичь, - это анализ различных как стратегических, так и тактических приемов, применяемых в практике делового общения, и, по возможности, рекомендации для человека, сталкивающегося с такими приемами. Эта цель ведет к необходимости реализации ряда конкретных задач: провести анализ лингвистической и риторической литературы, в которой рассматриваются стратегии и тактики общения; рассмотреть особенности этих приемов и их употребление в сфере бизнеса; выработать возможности реакции на те или иные стратегические модели и тактические приемы; проанализировать конкретные примеры из сферы бизнеса, помогающие показать на практике выработанные теоретические положения. Используемый в рамках исследования фирменного стиля метод – это, во-первых, метод контекстного семантического анализа. Иными словами, для вычленения тактического приема в речи или стратегической модели на материале комплекса речей необходимо выделить ход мысли или прием воздействия, примененный оратором и показать его в отвлечении от данной конкретной ситуации. Объектом исследования столь трудноопределимой вещи, как фирменный стиль, таким образом, становятся различные формы и виды речевого воздействия в практике делового общения, а предметом исследования является реализация в них как общих поведенческих установок данной личности, так и ее сиюминутных планов, решений и впечатлений. Материалом исследования для вычленения фирменного стиля могут послужить различные примеры текстов (как в устной, так и в письменной форме) из практики делового общения, задача которых – воздействовать на адресата с целью заставить его принять какое-то решение. Не будем забывать и о том, что главное средство создания фирменного стиля – это словесное выражение, которое в теории риторики состоит из двух основных компонентов: тропы и фигуры речи. Тропы предполагают работу с переносным значением слова, фигуры – со структурой. Важнейшее место среди тропов принадлежит метафоре, в особенности, потому, что в современной лингвистике термин метафора имеет двоякое значение. В соответствии с первым, метафора – это проявление в речи глубинной сущности данного концепта. Так, если брать концепт политика, то можно, например, выделить метафоры, позволяющие говорить о политике как о войне, как о театре и т.д. в понимании людей, употребляющих это слово. Второй, более традиционный подход к метафоре, предполагает рассмотрение способов ее формирования: метафора-персонификация, резкая метафора, синестезия и т.д. Такой подход можно увидеть в многочисленных современных и классических книгах по риторике. В лингвистике метафора считается одним из заглавных тропов. Метафора бывает резкая (сталкиваются слишком далеко отстающие друг от друга понятия, пародийный элемент фирменного стиля), стертая (слишком часто употребляющаяся, привычная – элемент канцелярского, бюрократического фирменного стиля), метафора-формула (принадлежность фирменного стиля речи на митингах), развернутая (основа фирменного стиля Л.Н. Толстого), реализованная (может стать основным приемом создания фирменного стиля в драме или кинематографе), катахреза – непривычная метафора или речевая ошибка, часть фирменного стиля Ф.М. Достоевского, синестезия – метафора, задействующая сразу несколько областей чувств, - характерна для фирменного стиля Набокова. На метафоре основаны и такие тропы, как аллегория (узнаваемая черта фирменного стиля восемнадцатого века), прозопопея – один из видов аллегории, олицетворение (основа фирменного стиля мультфильмов и сказок). Противостоит метафоре метонимия и ее частный вид – синекдоха, которые также можно использовать как основу для создания и поддержания фирменного стиля. Один из видов метонимии – антономазия – использование известного собственного имени вместо нарицательного, как черта фирменного стиля свойственна скрытным и любящим тайны людям, темным лошадкам. Гипаллаг – рокировка слов в составе устойчивой структуры, черта фирменного стиля одного из героев фильма Брат. Энналага – перенесение признака с одного понятия на другое, один из элементов фирменного стиля А.С. Пушкина. Эпитет – узнаваемая черта фольклора и фирменного стиля, основанного на фольклорных образах и традициях. Оксюморон – фундамент парадоксального фирменного стиля Оскара Уайльда. Антитеза – удачная основа фирменного стиля конкурирующих компаний. Антиметабола – противопоставление однокоренных лексем, фирменный стиль российской рекламы. Эмфаза – эмоциональное выделение, черта фирменного стиля многих политиков и общественных деятелей. Градация-климакс (восхождение) и градация-антиклимакс (нисхождение) – черта фирменного стиля, создающая ощущение стабильности, основательности и продуманности речи. Антанакласис – столкновение во фразе двух омонимов, фирменный стиль российского юмора вообще и анекдотов про Штирлица в частности. Амфиболия – игра двумя значениями одного и того же слова, троп, который может быть использован для создания фирменного стиля только на русской почве. Зевгма – столкновение несоединимых понятий (часто зависящих во фразе от одного и того же главного слова) – редко встречается в языке, и поэтому вряд ли может стать элементом фирменного стиля. Каламбур, который в качестве приема, лежащего в основе фирменного стиля, создает ощущение светскости, легкости, легкомыслия. Тавтология – повторение одного и того же – вряд ли может быть признана удачной основой фирменного стиля. Плеоназм, смысловая избыточность, - также не самый удачный прием для фирменного стиля. Кроме перечисленных выше собственно тропов, выделяются несобственно тропы, нарушающие критерий искренности – обеспечивающий выражение на самом деле присущих говорящему мыслей и чувств. Среди них основой для фирменного стиля могут стать апосиопеза – фигура умолчания (это просто …), астеизм – похвала в форме порицания (ваш главный недостаток – то, что вы слишком много работаете), паралепсис – своеобразный вариант фигуры умолчания, сообщение того, о чем говорящий собирается умолчать (я уже не говорю, что вы ошибаетесь), преоккупация – утверждение через отрицание (неплох в смысле хорош), эпанортоза – самоисправление (бесконечные то есть, я имею в виду и прочее – элемент фирменного стиля героя романа Имя розы Вильгельма Баскервильского). Безусловно, яркими чертами фирменного стиля могут стать гипербола (преувеличение, узнаваемый элемент фирменного стиля Гоголя), литота (обратный вариант, гипербола наоборот – преуменьшение), перифраз (называние не прямо, а через описательный оборот), аллюзия (намек на что-то, что всем понятно, но не названо), эвфемизм (называние предметов более благозвучными и не намекающими на неприятные вещи именами – называние туалета кабинетом отдохновения, тщательное табуирование в своей речи тех или иных понятий тоже может стать основой фирменного стиля). Так, часто панк-группы, у которых общим элементом фирменного стиля является употребление обсценной лексики, могут в качестве индивидуального варианта этого фирменного стиля использовать заглушение каких-либо достаточно невинных слов при ясном звучании неприличных слов. Частью корпоративного фирменного стиля может стать антифразис – употребление слова в контрастном значении (обычно понятно только из контекста, например, ироническое это, конечно, большая проблема по отношению к какому-нибудь пустяку). Основу эмоционального фирменного стиля можно создать, используя риторический вопрос (вопрос самому себе от лица якобы слушателей), риторическое восклицание (восклицание, истолкование которого в следующем предложении противоположно ему по смыслу), риторическое обращение (как и в восклицании – обращение приложено к противоположной ему по смыслу ситуации). Микрофигуры (нарушение структуры слова) – элемент фирменного стиля писателя и ритора Клюева. Основой фирменного стиля могут стать такие приемы, как метатеза (перестановка соседних букв), анаграмма (полная перестановка букв в слове), анноминация – создание слова, одновременно похожего по форме на два каких-либо других и тем самым соединяющего их значения, гендиадис – превращение одного слова в два самостоятельных, аферезис – усечение начала слова, апокопа – усечение конца слова, синкопа – усечение середины слова, синерезис – стяжение слога, протеза – вставка элемента в начале слова, парагога – добавление элементов в конец слова, эпентеза – вставка элементов в середине слова, диереза (выпадение элементов), полиптотон – повторение одного и того же слова в разных формах на протяжении предложения, этимологическая фигура – повторение однокоренных слов (как элемент фирменного стиля свойственна риторам эпохи плетения словес), аллитерация (сочетание одинаковых согласных, часть фирменного стиля поэтов серебряного века), ассонанс (сочетание одинаковых гласных звуков), палиндром (редко употребляется в качестве элемента фирменного стиля). Макрофигуры (нарушение структуры предложения) также могут быть фундаментом фирменного стиля. Среди них выделяются конструктивны, к которым относятся следующие приемы создания фирменного стиля. Параллелизм это употребление сходных синтаксических структур в рамках одного фрагмента текста. Функция параллелизма – соединение нескольких отрезков информации в один; одинаковые конструкции и воспринимаются одинаково. Как часть фирменного стиля, создает ощущение странности, некого технического, в чем-то напоминающего робота стиля речи. Изоколон – повторение речевых отрезков, не только параллельно организованных синтаксически, но и упорядоченных ритмически, что еще больше придает техничности фирменному стилю. Эпаналепсис – воспроизведение однотипных структур, продолжение параллелизма и изоколона. Анафора – одинаковые начала соседних фраз и эпифора – одинаковые концовки – также могут стать основой для создания фирменного стиля. Анадиплозис – повторение конца одного предложения в начале следующего, симплока – повтор и начала, и конца в смежных предложениях, синтез анафоры и эпифоры, диафора – повторение только что прозвучавшего в другом значении (основано на интонации), хиазм (перекрестный параллелизм) и эпанодос – повторение слов в предложении в обратном порядке – могут быть неотъемлемыми элементами фирменного стиля наряду с параллелизмом. Особняком стоят такие средства создания фирменного стиля, как асиндетон – отсутствие союзов между однородными членами или частями сложного предложения и противоположный ему полисиндетон – обилие союзов. Сложным средством, использующимся при разработке фирменного стиля только в рекламе, считается апокойну – синтаксическое целое, в котором один и тот же элемент принадлежит двум соседним предложениям. Редко употребляющейся, но узнаваемой чертой фирменного стиля может стать киклос (просаподосис) – повтор начальных слов предложения в качестве заключающих его и гомеотелевтон – зачаточная рифма между частями предложения. Деструктивные приемы также могут стать основой фирменного стиля.Среди них необходимо подчеркнуть следующие. Инверсия – неверный, изломанный, неправильный порядок слов. Фирменный стиль, основанный на инверсии, производит довольно-таки странное впечатление (вспомним героя Звездных войн Йоду). Анастрофа – неглубокая инверсия, нарушение порядка слов не в предложении, а в словосочетании внутри предложения. Тонкая и малозаметная, но эффективная в воздействии особенность фирменного стиля. Эллипсис – упущение одного из членов предложения (Я в магазин вместо я иду в магазин). Безотносительно к фирменному стилю является регулярной синтаксической конструкцией русского языка. Парцелляция – разделение предложения на части и превращение каждой из них в отдельное предложение. Элемент фирменного стиля писателя Зощенко. Гипербатон – вынесение одной из составляющих предложения за его пределы, производит впечатление припоминания – как часть фирменного стиля создает ощущение мягкости, интеллигентности, неуверенности в себе. Тмезис – необязательная вставка, разрыв структуры предложения за счет вводной конструкции, на которой, тем самым, акцентируется внимание – элемент фирменного стиля, например, Ф.М. Достоевского. Анаколуф – неупорядоченность отношений между частями предложения или его членами, намеренная неграмотность. Часть фирменного стиля политиков, которые хотят показать, что они из народа, от сохи и т.д. Силлепсис – объединение неоднородных членов предложения как однородных. Как элемент фирменного стиля, создает ощущение взволнованной импровизации. Аккумуляция – неорганизованное нагромождение деталей, создающее хаотический образ целого. Образец фирменного стиля, основанного на аккумуляции, - картины Ильи Глазунова с обилием мелких деталей. Амплификация – многократное предъявление одного и того же понятия или предмета с разных сторон (внешне напоминает аккумуляцию, но не перечисляет частности, а все время по-разному называет целое). Как черта фирменного стиля, встречается у различных писателей. Эксплеция – распыление смысла за счет множества вводных слов и конструкций, осложняющих синтаксически простую фразу. Нагромождение вводных слов – зримая черта фирменного стиля. Конкатенация – бесконечное предложение, нагромождение придаточных предложений. Является основой фирменного стиля некоторых политиков. Вспомним, что в речи, наряду с подробно рассмотренными выше этосом и логосом есть еще и пафос – эмоции и чувства, вкладываемые им в речь, также часть тактических приемов, создающих фирменный стиль. Оратор может вызвать положительные либо отрицательные эмоции у слушателя своим видом, голосом, динамикой речи, ее предметным содержанием, заложенным в нее призывом, а также соответствием образу оратора, сформировавшемуся в голове слушателей, самим построением речи и ее ассоциативным содержанием. Стратегия и тактика делового общения проявляется, в основном, как часть апеллятивной функции – иными словами, речь идет о различных способах воздействия, используемых человеком в качестве глобальных жизненных установок или в качестве молниеносных реакций в рамках конкретной ситуации. К сожалению, не существует такой классификации, которая связывает глобальные стратегические идеи с тактическими приемами. В связи с этим, одна из задач – постараться представить стратегию и тактику в деловой речи как непрерывную классификацию. Это не две различных системы, а части одной и той же системы: определенная стратегия, как в военном искусстве, реализует себя в ряде конкретных тактических приемов, использующихся для создания фирменного стиля. Тактические приемы можно разделить на две группы. Условно говоря, это белые и черные приемы, т.е. рациональное и внерациональное воздействие на человека. Рациональное воздействие предполагает возможность разумного ответа, это взаимодействие на логическом уровне. Внерациональное воздействие происходит без ведома человека, он может даже не понимать, что его подвергают воздействию. Это разделение восходит к Аристотелю, делившему взаимодействие в споре на диалектику и эристику. Аподиктическое умозаключение – это, если воспользоваться термином, принятым в геометрии, - аксиома. В обычном разговоре люди достаточно редко апеллируют к аксиомам, так как никому не придет в голову затевать спор по поводу того, что солнце встает на востоке, а осенью холоднее, чем летом. Диалектическое умозаключение Аристотель не рискует называть истинным, он лишь отмечает, что большинству или мудрым оно представляется заслуживающим доверия. Эристическое умозаключение доверия не заслуживает, но при этом маскирует себя под диалектическое, в чем, собственно, и состоит нечестность человека, пользующегося эристикой. Выбор любого из этих типов высказывания – важный шаг к осознанию и формированию своего фирменного стиля. К эристическим приемам можно отнести холодный запуск (молчание, сохранение спокойствия, выжидание), который позволяет человеку услышать себя со стороны и остановиться. Плохо действует в женской аудитории и требует большой выдержки. Также к ним относится разрыв шаблона –действие, которого собеседник принципиально не ждет, не самая удачная основа для создания постоянного фирменного стиля, зато в диалоге станавливает механизм истерики но может испортить Ваш образ оратора. Третий прием эристики – отражение, т.е. повторение формулировок собеседника и доведение их до абсурда. Это останавливает возможные возражения, но может вызвать еще большее раздражение. Протиоположный прием – коммуникативный заморыш, реакция на поведение собеседника как на что-то давно известное и надоевшее. Это вызывает симметричное восприятие самим человеком своего поведения, но требует большой выдержки. Переключение – переход на тему, не имеющую отношения к обсуждавшейся только что. Останавливает монолог в связи с исчерпыванием предмета. Плохо действует в мужской аудитории. Последний прием – построение второго семантического поля (создание фирменного стиля через когнитивные метафоры) – примеры (индукция) или введение через НЕ, а также обсуждение близких к предмету тем. Этот прием Проводит профилактику истерики, но, к сожалению, не работает для людей с низким интеллектом. Риторика является своеобразной наукой о создании фирменного стиля, потому что информация, полученная из художественной литературы, не может рассматриваться с точки зрения категории истина/ложь. В то время как информация, полученная от оратора или автора научной работы, может быть истиной или ложью. Восприятие художественной литературы в категориях истины и лжи приводит к непониманию замысла автора, как это произошло с героем повести Ф.М. Достоевского Бедные люди Макаром Девушкиным, прочитавшим Шинель Н.В. Гоголя. Возбуждение эмоций может являться средством привлечения внимания к тексту только в первом и третьем видах словесности, тогда как во втором типе данный прием не может быть использован, иначе она не будет восприниматься как собственно научная. Примером этого может послужить восприятие научной статьи, переполненной эмоциями, как неуместной, героем рассказа А.П. Чехова Черный монах. Целью только риторического произведения является непосредственное действие. Научная литература создается для информирования, а художественная – выражения своих эмоций и передачи их читателю. Итак, риторическую прозу можно определить как произведение, создаваемое с учетом требований потенциальной аудитории и с элементами фирменного стиля и имеющее целью добиться от слушателей определенного действия. Как уже упоминалось выше, риторическое изобретение – теория порождения мыслей, которые станут основой будущего текста, – состоит из двух этапов: поиска идей и поиска аргументов. В большинстве теорий риторики эти два этапа оторваны друг от друга. Объединить топику и аргументацию можно, введя два понимания топа: категория, описывающая ситуацию (тему речи), и субъект большей посылки силлогизма. Например, топ результата, который может стать узнаваемой чертой фирменного стиля, можно использовать для изобретения: описывая ситуацию, коснуться ее последствий. Он может быть использован и в аргументации: Это действие положительно (отрицательно), так как оно принесло положительные (отрицательные) результаты / нужно (не нужно) поступить таким образом, так как это даст положительные (отрицательные) результаты. Система из сорока двух общих мест (участники ситуации, их признаки, условия протекания, связь с другими событиями в прошлом и в будущем; основания для классифицирования данной ситуации; оценка по сходству, по различию и на основании авторитетных суждений), разработанная в результате анализа множества концепций риторики и текстов речей, может описать не только все возможные ходы мысли при изобретении, но и обеспечить все возможные аргументы, предоставляя неисчислимый материал для создания фирменного стиля. Каждый топ становится основанием как минимум четырех аргументов. Таким образом, риторика обеспечивает логический инструментарий для порождения и понимания любого типа текстов, цель которых – воздействие на слушателей. Предлагаемая система общих мест и аргументов успешно функционирует не только в ораторской практике, но и в преподавании риторики. Если рассматривать создание фирменного стиля на примере речей политиков, то нужно определиться, как называется вид словесности, к которому принадлежит их речь – ораторика это или гомилетика. Основной признак, отличающий ораторику от гомилетики – количество встреч данного оратора с данной аудиторией. Если этих слушателей в этом составе этот ритор видит только один раз, то такая речь называется ораторической (речь на торжестве, в суде и пр.). Если же оратору приходится встречаться со слушателями много раз, продолжая и развивая одну общую тему, то такое общение называется гомилетикой (общение учителя и учеников, священника и паствы). Парламентская речь, в данном случае, находится как бы на стыке ораторики и гомилетики: с одной стороны, парламентарий говорит речь, обращенную к одному и тому же коллективу слушателей, по крайней мере, основной состав его аудитории остается неизменным. С другой стороны, политическая речь, в особенности парламентская, - это, как правило, речь совещательная. Иными словами, ее цель – предложить и обосновать какие-либо действия, которые будут предприняты. Разделение речей на показательные, совещательные и судебные основано на временнóм критерии: судебная речь говорит о прошлом, совещательная – о будущем, показательная – о вневременных категориях. Совещательные речи, по вышеприведенной классификации, принадлежат к сфере ораторики. Пользуясь традиционной терминологией, можно сказать, что специфика парламентской речи – в том, что это совещательная гомилетика. Совмещая форму гомилетики с содержанием совещательной речи, парламентская речь лишается главной составляющей, которая объединяет в сфере гомилетики такие разные речевые жанры, как проповедь, учебную речь и пропаганду. Их общая черта – введение новой информации на основе старой: проповедь истолковывает информацию, почерпнутую из сакральных текстов; обучение постепенно создает систему образования, давая информацию, закрепляя ее и продолжая ввод новой информации на основе уже усвоенной; пропаганда истолковывает какие-либо актуальные события, используя известный принцип (программу какой-либо партии, напр.). В ораторике также присутствует этот принцип, но он не является основополагающим (например, в американских руководствах по теории речевого воздействия оратору советуют перед началом речи обобщить известное ему и слушателям о данном предмете, чтобы соединить в одно целое их разрозненные представления; в схеме речи римского теоретика Квинтилиана также присутствует именование темы, одна из функций которого – дать возможность слушателям вспомнить знакомую им информацию о предмете речи). Политическая речь – один из самых важных жанров, организующих жизнь современного общества. В ходе парламентских дискуссий вырабатываются законы и постановления, регулирующие практически все сферы жизни современного человека. В России новейшая политическая речь возникла совсем недавно и еще фактически не имеет собственных традиций. Временной разрыв между возникновением первой Государственной Думы и возвращением этого законодательного органа в систему власти оказался губительным для традиции: каноны политической речи пришлось создавать заново. Фирменный стиль политики был полностью разрушен. Довольно долго риторика, основанная на этих топах, была частью российской учебной программы в гимназиях и университетах, так что можно без преувеличения сказать, что большинство знаменитых политических ораторов Российской империи воспитаны на этих общих местах. Сейчас риторика является факультативным предметом в образовательной программе, преподается не во всех школах. Тем более лишены ее были те люди, которые сейчас выступают в Государственной Думе, так как их детство приходилось на советские времена, когда риторика как таковая отсутствовала в программе обучения. Кто-то из них владеет информацией о технологии разработки основного положения речи, кто-то готовит тексты своих выступлений интуитивно. В любом случае, при анализе современных речей надлежит обращаться к современной теории общих мест, помогающих разработать свой фирменный стиль. 

28.03.2009

Rambler's Top100